«Не нужно ждать, что с первого раза, как ты возьмёшь скрипку в руки, ты её полюбишь»
Мечта детства, дело жизни или хорошо забытое старое, всем нам известные выражения по поводу наших видов деятельности. В этом интервью с музыкантом Елизаветой Богар, мы обсудили чем именно для неё является скрипка, в чём особенности музыкальных личностей и каков рецепт удачи в своём творчестве.
-Здравствуй, Лиза, можешь рассказать пару слов о себе?
-Я музыкант, училась в лицее имени Сергея Рахманинова, по классу скрипки, 10 лет своей жизни я отдала музыке.
-Лицей Рахманинова чем отличается от других, в чём его особенность?
-Во-первых, он отличается необычным расписанием. Например, на детей, которые обучаются музыке идёт больше нагрузки, чем на детей, которые учатся в обычных лицеях. То есть, мы приходили в школу в часов десять, у нас позже начиналась смена. Во вторую смену обычно это были занятия по фортепиано, скрипке, дополнительные, потом в 12 сама учёба и до семи вечера у нас был график каждый день, условно вечером только освобождались, нагрузка была большая.
-Твои школьные годы в лицее запомнились чем-то ярким и впечатляющим?
-Ну конечно да, потому что это было необычно, ведь это было детство проведённое в музыке. Музыка была повсюду, даже когда мы занимались математикой, из соседних классов доносились звуки скрипок, кто-то пел, это действительно ярко. И ещё ярким было то, что почти весь день мы проводили в школе и учителя становились нам очень близкими, это была просто как одна большая семья, а лицей у нас маленький, все друг друга знали. В классе училось 10 человек, коллектив был конечно дружным и сплочённым.
-Ты играешь на скрипке, это был твой первый инструмент на котором ты остановилась или были ещё какие-то варианты?
-В семь лет мама привела меня в этот лицей, получается, что она выбрала всё за меня. Я на тот момент почему-то очень хотела играть на флейте, но я благодарна маме, что всё-таки играю на скрипке, потому что сейчас уже я понимаю, что скрипка это невероятно красивый инструмент и я рада, что я скрипачка. Конечно, были варианты куда-то уйти, в девятом классе мне предлагали перейти на альт, это та же скрипка, но она чуть больше по размерам, звук ниже, различия есть. Но я не согласила, осталась верной скрипке. Помимо этого я играла ещё на фортепиано. Флейта уже не мечта жизни, я в четвёртом классе поняла, что это вообще не моё, это духовой инструмент считается и это другие занятия и не так красиво, на мой взгляд.
-С какими трудностями ты столкнулась при обучении игры на скрипке?
-Это было сложно. Нужно было постоянно заниматься, ведь это постоянная практика. Помимо того, что в школе это три, четыре раза в неделю у меня были специальности, я ходила к преподавателям и плюс дополнительно. Получалось так, что у меня даже не было выходных, то есть в субботу у меня тоже были занятия по скрипке. Трудности были в том, что скрипка очень тонкий инструмент, буквально один миллиметр сдвинула палец ни туда и уже не тот звук. После, я потратила очень много времени на то, чтобы постановка руки была правильной, от неё зависит твоя игра, твой звук. У меня сразу был не тот учитель, он немного испортил всё, зажал мне руку и года два другой учитель уже пытался мне её расслабить, чтобы я продолжила играть хорошо. Это очень много труда и времени, на тот момент для ребёнка это было сложно, потому что детям хочется играться, хочется бегать, я вообще не понимала, зачем мне эта музыка, я её не люблю, то есть сложно было немного.
-Из-за смены учителей ты чувствовала нагрузку, трудности?
-Очень большая разница была в требованиях, допустим один не требует, в следующем году я иду к другому, потому что первый уехал за границу или по другим причинам. Учителя очень разные, люди музыки, они вообще нестандартные, своеобразные, у каждого свои какие-то особенности и ты не со всеми приживаешься. Я из-за этого очень много учителей меняла, но и возможно я была непростым ребёнком в обучении. Для меня это всегда был стресс, потому каждый год, два был новый учитель и каждому новому не нравилось то, чему меня учил предыдущий и он пытался меня переучить, для ребёнка это в любом случае стресс.
-Очень интересно сколько лет этой скрипке, откуда она у тебя?
– Это скрипке много лет, у неё даже есть паспорт, но там не указано, поэтому я точно не знаю. На смычок тоже отдельный паспорт, это обязательно должно быть в случае поездки за границу. Всё это оформляется в специальных музыкальных заведениях, ты там можешь купить скрипке и сразу на месте оформить документы, паспорт и всё, что нужно для скрипки, например мостик без которого невозможно играть, струны, которые нужно менять. Эту скрипке покупал ещё давно папа моей сестре, когда она занималась музыкой, она мне по наследству досталась.
-Размер твоей срипки стандартный? Может у тебя были больше или меньше?
-Нет, эта скрипка конечно же большая для ребёнка с маленькой рукой. Есть скрипка не четыре четверти, она идёт в половину этой, для малышей. Есть три четверти и моя считается целой скрипкой, то есть большее её размера не делают. Если для кого-то и такая очень маленькая, люди переходят на альт.
-По твоему мнению, настоящий музыкант-это про прирождённый талант или всё-таки труд длиною в годы?
-Действительно до сих пор мой круг общения состоит почти только из музыкантов и я могу сказать, что это наверное 50 процентов таланта и 50 усердия, труда, потому что, есть очень талантливые, но ленивые музыканты, которые не добиваются успеха только потому что у них отсутствует эта вторая часть. Это многим и стопорит развитие, потому что у многих есть только труд, а кого-то есть только талант. Дети, у которых есть и то и другое, они конечно добиваются очень больших успехов.
-Ты не жалеешь, что всё-таки разорвала связь с музыкой и трудно ли это было сделать?
-Наступил такой момент, когда я наверное больше даже не справилась с той нагрузкой, которая у меня была и в девятом классе я уже поняла, что музыка это выбор и музыка требует полного посвящения. У меня не должно было быть никакой жизни помимо музыки, мне так и учителя говорили: «У тебя есть музыка, и всё, это твоя работа и твоя жизнь». Я больше познакомилась с миром музыки, когда пришёл момент выбора, но к сожалению, на тот момент я не готова была посвятить скрипке всю свою жизнь. Меня поимо музыки интересовали ещё многие другие вещи, допустим мне нравилась литература, я начала писать стихи. Я понимала, что не могу отказаться от всего остального в пользу скрипки. То есть люди, которые могут и хотят, я не могла и был трудный период принятия такого решения, потому что музыка была просто частью моей жизни, я росла в ней и для меня в каком-то смысле от неё уйти было трудно, но и означало свободу. Конечно, я боялась пожалеть, если я сейчас ухожу, я больше не вернусь. Это не спонтанное решение, я около полугода думала и у меня были варианты остаться в Рахманинова, но уйти со скрипки. Можно было поступить на композитора или хоро-дирижирование, меня это привлекало, но я устала уже от музыки и я ушла.
-Тогда, если не музыка, в чём ты себя чувствуешь уверенно на сегодняшний день, что твоё?
-Я вообще за то, чтобы быть везде, где возможно. Я музыку до сих пор полностью не оставила, я играю в оркестре, в ансамблях, я пою, но могу сказать, что я вижу себя в литературном творчестве, я не могу не писать. Для меня это тоже важный аспект моей жизни, мне нравится читать, слушать музыку, нравится быть её воспроизводителем и я бы хотела просто быть в творчестве, насколько это возможно. Пока что я надеюсь, что журналистика как раз мне поможет сформировать то, чем я бы хотела заниматься всю жизнь.
-Скажи слова поддержки тем, кто только начинает свой музыкальный путь.
-Если бы у меня была такая возможность, я бы наверное сказала, что терпение в музыке-это первое на что нужно ставить акцент, не нужно ждать, что с первого раза, как ты возьмёшь скрипку в руки, ты её полюбишь. Может, ты её полюбишь через семь, восемь, девять лет, но важно не оставлять просто и идти до конца.
Autor: Поштару Юлия, studentă anul lll