МЕДИТАЦИЯ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

   Название статьи предполагает, что человек, стремящийся к личностному развитию (личностному росту), рано или поздно заинтересуется духовным развитием, и в частности медитацией. Как пишет современный отечественный психолог А. А. Филозоп, «личностный рост человека является условием его духовного развития, а духовность, в свою очередь, обусловливает новый уровень личностного роста. Поэтому процесс личностного и духовного роста образно можно представить как спираль, каждый виток которой свидетельствует о совершенствовании человека в целом».

   Во-первых, следует отметить, что термин «медитация» появился на страницах популярных изданий не так уж и давно. Прежде говорить о медитации было не принято, поскольку считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией, предполагает слияние с Вселенной. Действительно, медитация составляет неотъемлемую часть йоги, дзен-буддизма и других практик. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов, расширения знаний о себе и личностного развития возможны вне всякой связи с какими-либо религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для обретения душевного покоя и гармонии. Благотворный эффект медитации обуславливается свойствами нервной системы человека.

    В настоящее время во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения повышенного кровяного давления, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии, повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. Медитация может быть использована также при поиске путей решения различных проблем. Под её влиянием возрастает способность использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь целенаправленной и интересной. Состояние, достигаемое в результате медитации, иногда называют «четвертым состоянием», подчёркивая тем самым, что это – и не бодрствование, и не быстрый, и не медленный сон. В восточных учениях медитация является центральным методом самовнушения. С точки зрения древней индийской психологии обыденные состояния бодрствующего сознания человека могут быть разделены на три вида:

1. Вы не способны сосредоточиться: мысли мелькают и путаются в голове, и вы не можете сосредоточиться на нужном вам деле. Такое состояние не может быть названо медитацией.

2. В вашем уме неотвязно крутится одна и та же мысль (музыкальный мотив, зрительный образ и т. д.) и вы никак не можете от него избавиться. Это состояние непроизвольной медитации.

3. Вы способны сосредоточиться на чем угодно по своей воле либо не думать о том, что вам в данный момент может помешать. Это пример собственно медитации.

    В своей развитой форме медитация предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т. д., но и умение останавливать «поток сознания», оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Это также может называться «остановкой внутреннего диалога», «чистым сознанием». Оказывается, наши мысли могут быть пеленой, через которую мы не способны видеть реальность. Индусы (а истоки медитативной практики восходят к древней культуре Индии) сознание трактовали широко, относя к нему и восприятие, и мышление, и память. Имея много общего с отточенными тренировками и самогипнозом, медитация обладает и специфическими особенностями. Посредством медитации достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. В том и другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира.

   Ошо (Шри Бхава-ван Раджниш) в своей «Оранжевой книге» пишет: «Медитация – это состояние чистого сознания без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции – это постоянная толчея!». Такое состояние не медитация. Противоположное и есть медитация. Медитация – это осознание того, что я не есть ум. Когда это осознание идет глубже и глубже, появляются мгновения – мгновения тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, Медитация – это расслабление. Когда нет потока мыслей и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, и вы полностью молчаливы – такое молчание и есть медитация. И в этом молчании рождается истина.

   Медитация как система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы разными способами пытались вживить ее в свою культуру. Не все эти способы оказались удачными. Как пишет В. В. Макаров, цивилизация Запада учит людей работать, конкурировать, соревноваться; а значит, спешить и обгонять других, достигать поставленные цели; учит индивидуализму и стремлению к комфорту. В основе этих действий лежит напряжение сил и возможностей: физических, психологических, душевных. По мере развития постиндустриального общества во всём мире, мы всё больше втягиваемся в образ жизни, характерный для человека Запада. И у многих это хорошо получается, но часто в ущерб здоровью. Цивилизация Востока учит избавлению от страданий, поиску высшего смысла, достижению покоя. В основе всех этих действий часто лежат особые пути расслабления и сосредоточения. Люди Востока реже используют алкоголь, избыточный приём пищи, табак, кофеин с целью регуляции своего жизненного тонуса. Но сегодня люди Запада всё больше узнают о том, что путь познания – это не только обучение, накопление и приумножение в материальном мире. А это ещё и погружение в глубины собственной психики.

   Делая выводы, хочу сказать, что опыт, полученный в медитации, помогает лучше понимать не только себя, но и других людей. Бесстрастная позиция наблюдателя, непринужденный подход, какому учит медитация, необходим, чтобы освободиться от клише и увидеть человека таким, каков он есть: уникальным и неповторимым. Отказ от попыток анализировать его, искать какие-то скрытые мотивы помогает разглядеть в нем просто человека. И тогда в разговоре внутренняя позиция собеседников будет такой же, что и в медитации: ненапряжённость, отказ от категоричных оценок. Собеседники в этом случае станут интересными друг другу. Усилится откровенность, и ослабеет желание навязывать свое мнение. Молчание есть важнейший элемент медитации. И в разговоре главное, может быть, не слова, а молчание, умение слушать. А ведь так важно важно услышать не только то, что собеседник старается облечь в слова, но и то, что остается невысказанным. Порой это и есть главное. Расширение границ идентичности (а процесс медитации раздвигает границы идентичности) расширяет контекст существования и наполняет смыслом и бесконечным личностным развитием бытие человека.

Autor: Поштару Юлия, studentă anul lll