Среди студентов молдавских университетов наиболее ярко выделяются ученики театральных вузов: актеры, режиссеры, драматурги, сценаристы. Мне удалось поговорить с одним из представителей Академии искусств Республики Молдова. Актер, драматург и просто хороший парень Михайлов Игорь. Игорь является одним из ведущих актеров свободного театра Totem, номинантом Gala премии по актерскому мастерству за главную роль в спектакле Ренессанс 2.0, а также студентом академии искусств Республики Молдова.
Сегодня с Игорем мы обсудим его путь в театре, а также то, какую роль играет искусство в современной Молдове
– Привет Игорь.
– Здравствуйте.
– Давай с тобой обсудим театр. Помнишь ли ты, когда ты впервые встретился с театром? Как это было и когда?
– С театром я встретился давно, ещё будучи ребёнком. Я часто ходил с мамой в театр Чехова, в театр с улицы роз, и я сразу же влюбился в этот мир. У мамы там было много знакомых среди актёров, среди режиссёров, и поэтому у меня часто был пропуск за кулисы. Для себя я решил то, что творчество в моей будущей жизни будет занимать неотъемлемую роль. Так оно и получилось. Я очень этому рад. Как студент я пришёл в 2020 году в театр с улицы роз, поступил туда на режиссёра и сразу же начал участвовать в спектаклях. Сразу же начал вести вот эту театральную жизнь и ещё больше влюбился в этот мир.
– Это очень круто. А почему ты тогда решил начать именно актёрскую карьеру, а не, допустим, выбрать что-то ближе к режиссуре, если ты учишься на режиссёра?
– А это получилось достаточно случайно, потому что изначально я планировал делать свои собственные постановки. Но так получилось, что меня начали вводить спектакли буквально со второго месяца моего обучения, и мне пришлось больше изучать именно актёрскую профессию, больше практиковаться в актёрских упражнениях, и я понял, что мне это ближе. Я понял, что актёр это то, как я себя чувствую, то как я себя вижу.
– Какая роль запомнилась тебе больше всего из всего твоего опыта и чем она именно она запомнилась?
– Самая запоминающаяся моя роль – это была роль в спектакле «Мамаша-кураж и её дети», которая была в театре с улицы роз. Это была постановка по Брехту, в ней я играл полковника, начальника, который вёл канву солдат. Очень жестокого и холодного человека. Такая роль очень несвойственна мне, поэтому мне приходилось максимально уходить от себя и делать свой образ практически с нуля, выстраивая новые черты характера. Это была очень большая работа, но в итоге, я думаю, что я с ней справился.
– А как ты считаешь, когда и как стал проявляться твой талант? Почему ты понял, что именно театр – дело твоей жизни?
– Ну насчёт таланта судить может только зритель. Я почувствовал это опять же, наверное, после полугода участия в театре, когда я начал чувствовать себя более свободно среди актёрской труппы, среди актёров, которые уже имеют большой опыт. Начал с ними общаться ближе, я начал у них перенимать некоторые их упражнения, некоторые их техники подхода к роли. И когда ты выходишь на сцену уже в трёхсотый раз в том же спектакле, ты начинаешь чувствовать себя свободно и есть место для импровизации. Есть место для какой-то души, наверное. Твой персонаж начинает жить совершенно по другому.
– То есть, ты хочешь сказать, что у тебя сразу же появился контакт с другими актёрами и с другими работниками театра?
– Нет, это произошло не сразу. Я смотрел на них всё-таки снизу вверх. Я часто ходил в театр с улицы роз, ещё до того, как поступить туда, и поэтому они для меня всегда были мастодонтами. Можно сказать, именно в актёрской профессии я всегда хотел быть таким, как они. Для меня это было на ровне со встречей с какой-то голливудской звездой. Как будто я встретил ДиКаприо, а передо мной просто условный Василий Павленко. Со временем этот барьер пропал, и я могу сказать, что сейчас я по-настоящему счастливо себя чувствую.
– Расскажи, может быть, случались какие то казусы во время спектаклей? Каким был самый интересный такой казус? Или, может быть, он был смешным?
– Смешные казусы постоянно встречаются в театре. Это всегда расколы. Расколы, – это когда актёр начинает смеяться во время того, как идёт работа на сцене. То есть, когда спектакль уже, грубо говоря, надоел актёрам, или он играется уже много лет, то есть, опять же, место для импровизации. А если импровизация неожиданная и ты не предупреждал об этом своих коллег, которые работают с тобой на сцене, то часто встречаются смешные ситуации, запинки, но, как правило, это всегда остаётся незаметным для зрителя и только добавляет некоторые изюминки каждому спектаклю. Каждый спектакль – это живой организм. Например, был спектакль «Наш городок», где я работал, как актёр массовых сцен, и одному из наших коллег, во время сцены, когда он со своей девушкой сидит в кафе и пьют лимонад. В этот лимонад ему подсыпали пуд соли для того, чтобы посмотреть, как он на это отреагирует. Но он не сломался. Было очень смешно. Ему, конечно, смешно не было, это ясно, но мы потом очень жёстко все от него получили.
– Представляю его реакцию. Мне кажется, что всем было бы интересно узнать, что на самом деле происходит за кулисами театра? Как вообще складываются отношения между людьми и что такое театр изнутри?
– Как я уже говорил, театр изнутри – это действительно живой организм. Театр изнутри это ребёнок, потому что отношения могут быть разными и даже если вы злейшие враги или если у вас происходит конфликт, вы должны помнить, что выходят на сцену никто не должен это видеть.
– То есть театр, – это совершенно другой мир? Отдельный от обычной жизни?
– Конечно, театр это мир, в который ты погружаешься с головой. Если у тебя изначально есть предрасположенность к этому, скорее всего сцена тебя больше никогда не отпустит.
– А сложно вообще попасть в молдавский театр без высшего образования?
– Высшее образование не обязательно, оно упирается только в заработную плату. То есть, если у тебя есть высшее актёрское образование, то и ставка в театре у тебя больше. Если у тебя этого образования нет, то ты можешь прийти в театр и заниматься им, как хобби, получая при этом небольшое количество денег. Если человек чувствует, что это именно его сфера, то я не вижу каких-то больших проблем в том, чтобы получить образование. К тому же, у нас в стране оно довольно достойное. У нас есть очень хорошие профессора, актеры, у нас есть выход на сцены всего мира. Буквально недавно театр с улицы роз отравился в гастроли по Америке со спектаклем «Незнайка». У нас возможно все. Для этого есть открытое комьюнити, которое готово тебя принять. Есть школы, актерские курсы. В театр попасть довольно легко. Лично у меня высшего актёрского образования нет, сейчас я больше интересуюсь драматургией и оставил актерскую карьеру, как хобби.
– Спасибо, Игорь. Ты сказал, что в зависимости от образования варьируется и заработная плата. Сколько, в среднем, зарабатывает актёр в Молдове, когда речь идёт о театре?
– Всё упирается в сумму около 6000 леев, но никто тебе не запрещает идти дальше и помимо театра зарабатывать и за счет чего-то другого.
– Последний вопрос. Что для тебя, значит «быть актером»? Это что-то, что сидит внутри человека или им может стать любой?
– Я думаю, что актёр – это образ жизни, это наблюдатель. Он наблюдает за людьми, за животными и постоянно надевает на себя новые, и новые маски. Актёр немного удалён от социума и смотрит на мир свысока, принимая на себя разные и новые роли и поведение для того, чтобы нам всем в театре было интересно, весело, или грустно.
Игорь помог всем нам узнать что-то о театре, об искусстве и хоть немного погрузиться в атмосферу этого мира.
AUTOR: Ecaterina Gajeva